По любому при определении массы сцепки используется полная масса и прицепа, и автомобиля. При покупке и использовании польского Виатола возникает много сложностей и непонятностей.
В Белостоке есть только два официальных пункта, которые работают не круглосуточно, а в субботу после 12-ти и в воскресенье вообще закрыты. Адресов, к сожалению не помню, но они есть на сайте Виатола. В том же Белостоке есть единственная (на сколько я знаю) заправка, на которой можно купить прибор в любое время суток. Это заправка LOTOS возле магазина SELGROS рядом с Ашаном на дороге Е67(так называемая белостокская объездная). Надо помнить, что при выезде из Белостока в сторону Варшавы сразу стоит рамка и, если у вас нет Виатола, готовьте 1000 евро))) Не знаю, сколько стоит прибор сейчас, но в 2012 году я за него платил 40 долларов. Плюс к этому, минимальная сумма, которую вы обязаны единовременно внести в качесте оплаты за проезд по дорогам - 120 злотых. Когда на счету остаётся более ста злотых, прибор пикает на каждой рамке один раз. Основной прикол заключается в том, что если на счету остаётся менее 100 злотых, прибор начинает пикать два раза, и вы не понимаете, сколько денег у вас осталось. Это создаёт некоторую нервозность, потому как когда он пикнет 4 раза, денег на счету уже не будет, и вы уже попадаете на штраф. В связи с этим, настоятельно рекомендую при покупке сего девайса, "плоскогубцами" вытащить из продавца информацию о проверке состояния счёта (проверяется через СМС на телефон или по и мейлу).
Если едете далеко, 120 злотых туда-обратно может не хватить, поэтому возникнет необходимость пополнять счёт. С этим, к сожалению, тоже не всё гладко. В каких-то регионах это заправки LOTOS, где-то ORLEN, где-то фирменные пункты Виатола и т.д. Иногда едешь километров 80-100 и не встречаешь ни одного пункта оплаты (не забываем, что платными являются только центральные магистрали). Надо обязательно иметь ввиду, что не на всех заправках ORLEN и не на всех запрвках LOTOS есть пункты пополнения счёта ВИАТОЛ (у нас принято считать, что на каждой).
И последнее. Про экологичность. Если хотите платить дешевле, обязательно надо иметь бумагу от дилерского центра, в которой указан номер кузова и класс экологичности данного автомобиля (дата выпуска или, например, немецкие наклейки на лобовом стекле не являются доказательством).
Эти правила были введены поляками пару лет назад. В прошлом году я об этом не знал и пришлось платить за машину 2007 года выпуска как за машину 1980 года выпуска, т.к. данного сертификата у меня не было. Хотя в 2012 году за машину 2002 года выпуска (тогда ещё сертификат не требовался) платил меньше. Если не ошибаюсь в первом случае оплата 0,12 злотых за км, во втором - 0,08 зл. за км.
Как-то так. Много букаффф. Надеюсь, кому-нибудь пригодится.