Виктор Брест » 06 янв 2016, 12:42
ТРИ ПОДХОДА К РАЗМОРОЗКЕ СТЕКЛООМЫВАТЕЛЯ
Ну что, прозевал морозы? Они грянули, и уже моторчик стеклоомывателя беспомощно жужжит, форсунки "молчат", а в бачке - кусок льда. Катастрофа! Ездить с неработающим омывателем зимой - все равно что ходить, закрыв глаза, - можно и на ощупь, но все равно добром не кончится! Как говорится, поздно пить боржоми, когда почки отказали. Но наш случай хоть и клинический, все-таки излечимый - попытаемся решить проблему.
Эксперименты со льдом
Если в бачке была вода или недостаточно сильный концентрат "незамерзайки", с наступлением морозов вас будет ждать неприятный сюрприз: вы открываете крышку бачка, а там вместо жидкости - лед. Что делать? Естественно, отогревать жидкость. Но возникает два вопроса: каким способом топить лед и какой из этих способов будет наиболее эффективным?
Ответ на первый вопрос подсказала сама практика. Можно, к примеру, использовать кипяток: подогрел воду в чайнике, перелил в термос и отнес к автомобилю. Второй вариант логически вытекает из первого: не бегать от кипятильника к машине, а взять его с собой и опустить в бачок - пусть омывайка "варится"! Наконец, третий вариант: снять бачок, отнести его домой и там при помощи горячей воды отогреть.
Для того чтобы определить, какой из этих способов будет наиболее эффективным, а попутно выявить плюсы и минусы каждого из них, мы провели простой эксперимент. Три одинаковые пластиковые банки из-под незамерзающей жидкости емкостью 1 л мы залили водой до отметки 0,6 л и поместили в морозильную камеру. Спустя сутки вынули и попробовали отогреть лед каждым из вышеназванных способов.
Кипяточком
Чем хорош данный вариант? Нет необходимости снимать бачок, поэтому такой способ подойдет в том случае, если нет под рукой нужного инструмента, затруднен или вовсе невозможен доступ к бачку для его снятия или у вас элементарно нет времени на эту операцию. Вы ведь можете залить кипяток, закрыть капот и продолжить движение: вы едете, а лед тем временем постепенно оттаивает. Чтобы сохранить температуру воды как можно более высокой до момента ее заливки в бачок, лучше всего в качестве переносной посуды использовать термос. Если его нет, сойдет и обычная пластиковая бутылка.
Но вы наверняка столкнетесь с тем, что за один прием лед не растает, залитый кипяток быстро превратится в прохладную водичку и вам понадобится вновь заливать бачок кипятком. А как это сделать, если он уже полный? Удалять воду придется через верх, а сделать это можно одним из двух способов: либо при помощи кружки Эсмарха (именуемой в народе "клизмой", что, в принципе, не совсем верно - да суть и не в этом...), либо при помощи кусочка шланга, вызвав в нем необходимое разряжение. Нет ни "клизмы", ни шланга? Тогда худо дело...
Вести из лаборатории
Ратуя за чистоту эксперимента, мы залили кипяток не напрямую, а через термос. Используя в цепочке от чайника до бачка лишнее звено, мы должны были потерять несколько градусов - не принципиально, но тем не менее. В течение получаса горячая вода медленно, но верно растапливала лед, а затем... Затем превратилась в холодную воду и больше не могла представлять какой-либо пользы. Пришлось заливать новую порцию кипяточка, а через полчаса повторить эту операцию. В итоге на растапливание льда ушел 1 час 17 минут, и это без учета времени, которое должно было быть потеряно на удаление холодной воды из бачка!
Кипятильником
Этот способ хорош тем, что растапливать лед в бачке вы будете постоянно горячей водой, фактически кипятком, ведь воду будет подогревать вставленный в бачок кипятильник. Впрочем, возникает целый ряд проблем. Прежде всего, кипятильник должен быть компактным, если не сказать миниатюрным - иначе он попросту не войдет в заливную горловину бачка. А такая вероятность велика, ведь у многих бачков горловина узкая, а в некоторых случаях она расположена на торце тонкой трубки, которая применяется в тех случаях, когда сам бачок запрятан куда-нибудь вглубь моторного отсека. Ну а главный недостаток данного варианта заключается в том, что кипятильнику необходимо электропитание, причем напряжение должно составлять 220 вольт, Где его взять в легковом автомобиле? У проблемы два решения: либо использовать удлинитель (если есть возможность подогнать машину поближе к "розетке"), либо "питаться" от бортовой сети через преобразователь напряжения (разумеется, если таковой у вас имеется).
Вести из лаборатории
Как и следовало ожидать, кипятильник едва удалось протиснуть в заливную горловину бачка. Зато уже буквально через минуту залитая холодная вода (используемая в качестве основного "растопителя" - не греть же лед самим кипятильником!) многообещающе закипела. Увы! Кусок льда полностью растаял лишь на 26-й минуте. По сравнению с первым способом несомненный прогресс, но все равно очень долго. Разобравшись со льдом, мы задались попутным вопросом: насколько велик риск испортить горячим кипятильником бачок, если нагревательная часть будет касаться пластиковых стенок? Пять минут "пытки" показали, что стенкам ничто не угрожает - необходимую защиту создает вода. А вот там, где кипятильник контактировал с бачком вне воды, пластик быстро разогрелся и необратимо деформировался; в нашем случае часть горловины просто расплавилась!
Водичкой
Но не просто водичкой, а горячей, из-под крана. Плюс состоит в том, что можно разом отогреть не только сам бачок, но и насос омывателя - в нем ведь тоже находится лед. А главный недостаток - необходимость снятия, а затем и установки бачка, что не всегда возможно.
Вести из лаборатории
Казалось бы, при этом способе на превращение льда в воду должно уйти немало времени: если уж кипяток не смог быстро справиться с проблемой, то здесь мы вообще рискуем куковать у крана до утра. Но результат оказался ошеломляющим: на полное оттаивание ушло менее 3 минут! По сравнению с двумя другими способами это просто один миг.
Парадокс? Но если хорошенько подумать, ничего удивительного нет. Ведь в двух первых случаях бачок был неподвижным, как если бы он оставался в моторном отсеке. Горячая вода "давила" на кусок льда сверху вниз, контактируя с ним лишь в одной плоскости. И лед прекрасно противостоял этой атаке. В третьем же случае все было совсем иначе. Во-первых, мы стали обливать горячей водой весь бачок. Во-вторых, мы вращали его во все стороны, увеличивая таким образом площадь контакта горячей воды со льдом. Как оказалось, это и имело решающее значение.
Делаем выводы
Пожалуй, наихудшим способом является вариант с кипятильником. Слишком все хлопотно: кипятильник купи, источник тока найди, а при "варке" постарайся не испортить бачок. И, самое главное, эффективность такого способа далеко не самая высокая. Отогревать бачок кипятком еще дольше, зато проще, поэтому это лучший способ, если нет возможности снять бачок. Единственная проблема - удаление остывшей воды.
Ну а наилучший вариант - достать бачок, принести его домой и растопить лед горячей водой. Как показал наш эксперимент, это самый быстрый способ. Пусть даже на демонтаж / монтаж бачка уйдет еще десять минут, все равно вы решите проблему в два раза быстрее, чем если будете пользоваться кипятильником, и в шесть раз быстрее, если прибегнете к помощи кипятка. Еще один плюс данного способа - одновременно с бачком вы разморозите и насос, в котором также, по всей вероятности, будет находиться лед.
Что дальше?
Разморозив бачок, полностью проблему подачи воды на стекло вы не решите - наверняка лед будет и в подающих трубках, и в форсунках. Как его растопить? Здесь способов, пожалуй, еще больше будет, но остановимся на самом простом. Заливаем в бачок горячую воду (а лучше - сильный концентрат незамерзающей жидкости), обливаем форсунки горячей водой и пытаемся подать воду на стекло. Важно, чтобы к этому моменту двигатель был прогрет - в теплом моторном отсеке подающие трубки быстро согреются, и лед в них растает. Когда омыватель заработает, не пожалейте концентрата и "прокачайте" систему - не только в бачке, но и в насосе, трубках, форсунках должна быть не вода, а незамерзающая жидкость.
Иван КРИШКЕВИЧ.