По вопросу запуска двигателя методом "прикуривания" наблюдается полная неразбериха. Одни говорят, что мотор на машине, от которой "прикуривают", должен работать. Другие доказывают, что, наоборот, должен быть заглушен, иначе что-нибудь в нем сгорит. Что же, будем учиться "прикуривать" правильно.
В спорах о процедуре "прикуривания" немало копий сломано, однако единого мнения о том, как это делать правильно, до сих пор нет. Давайте рассуждать логически и исходить из того, что в автомобиле есть два источника электроэнергии - аккумуляторная батарея и генератор.
Аккумулятор служит источником питания, когда двигатель не заведен и не работает, но главное назначение аккумулятора состоит не в том, чтобы снабжать энергией все включенные в этот момент в автомобиле потребители: подсветку приборов, часы, магнитолу, освещение салона и так далее. Главное - обеспечить работу стартера, пока тот будет запускать двигатель. При этом стартер является самым мощным потребителем электроэнергии, что требует от аккумуляторной батареи отдачи тока значительной силы и изрядного запаса энергии. Это, разумеется, учитывается в параметрах аккумуляторов, устанавливаемых на тот или иной автомобиль. Говоря проще, батарея рассчитана прежде всего на работу в режиме запуска, который, учитывая, что сила пускового тока достигает нескольких сотен ампер, отдельные специалисты сравнивают с режимом короткого замыкания.
Как только двигатель запущен, роль источника тока переходит к генератору, который от двигателя же и приводится в действие ременной передачей. После того как генератор вступил в работу, батарея превращается в потребителя и заряжается - восполняет энергию, израсходованную при запуске. Как видим, для генератора не предусмотрено, что с его помощью будет запускаться мотор.
Для дальнейших рассуждений также не будет лишним упомянуть, как работают пускозарядные устройства, несмотря на то что используются они в основном лишь большими комиссионными магазинами по продаже подержанных автомобилей и мобильными автосервисами, но широкого распространения не получили. Такой "пускач" - это аккумулятор, подсоединяемый к штатной батарее в случаях, когда она разряжена и не может завести двигатель.
Так вот, "прикуривание" напоминает запуск с помощью "пускача" и, по сути, представляет собой временную замену разряженного штатного аккумулятора другим - способным развить требуемую величину пускового тока и благодаря емкости обеспечивать стартер достаточной энергией в течение всего времени, пока длится запуск. При этом штатная батарея с автомобиля не снимается, на ее место подменный аккумулятор не устанавливается. Он находится в другой подъехавшей к месту запуска машине, которую далее есть смысл называть донором, а к автомобилю, в котором необходимо завести двигатель, подменную батарею подключают с помощью специальных проводов с быстросъемными зажимами-"крокодилами".
Если на доноре при "прикуривании" работает мотор, это означает, что источником энергии для стартера в автомобиле, являющемся пациентом, будет не аккумулятор донора, ведь в этот момент он сам уже стал потребителем и подзаряжается, а его генератор. Однако на работу в режиме запуска и соответствующие этому режиму нагрузки генератор не рассчитан. Даже если генератор не выйдет из строя и выдержит, здоровья "прикуривание" ему точно не прибавит. Если не сейчас, то позже ему все равно это аукнется. Вот почему наше мнение состоит в том, что мотор на машине, от которой "прикуривают", работать не должен.
Мнение специалиста
Игорь Никипоренок, ООО "Модников":
"Лишь в последние два года мы не наблюдали ярко выраженных всплесков обращений для ремонта генераторов, сгоревших из-за "прикуривания". Правда, в последние две зимы не было и сильных морозов, в которые к "прикуриванию" массово прибегают. Но если ударит ниже двадцати градусов, думаю, число обращений заметно увеличится.
Так что могу сказать, что "прикуривать" крайне нежелательно, но если жизнь заставила, безопаснее всего сначала попробовать с помощью донорской машины зарядить севший аккумулятор на машине, которую нужно завести. В этом случае риск состоит только в том, что перепутывают полярность подключения. Перепутали - генератор выгорит в доли секунды. Других опасностей нет. Далее заводим донора и ждем. Достаточно 5-10 минут, чтобы севший аккумулятор зарядился и разогрелся. А если время позволяет, то лучше подзаряжать его еще дольше. Затем автомобиль-донор глушим, отсоединяем провода и пробуем завести пациента. Не получилось - повторяем еще раз. При таком способе риск повредить генератор донора отсутствует. И он огромен, если запускать двигатель пациента с работающим двигателем донора".
Сергей БОЯРСКИХ
ABW.BY