Борьба со сном за рулём или...

Для обсуждения любых вопросов. Дабы не засорять основную конференцию.

Борьба со сном за рулём или...

Сообщение Виктор Брест » 21 май 2015, 13:06

Попалась интересная статья, которой хочу поделиться и услышать ваши советы и рекомендации.

Пять признаков того, что дальше ехать нельзя

Изображение

40 дней назад мои друзья разбились насмерть по дороге в горы из-за того, что все в машине уснули, включая водителя. Когда разбивается кто-то незнакомый, то часто думаешь: "Наверное, парень был лихач / неопытный / излишне самоуверенный и т.п. С нами такого не случится." Но в этот раз был прямо противоположный случай.

Здесь погибли ребята, которые постоянно, в течение последних десяти-пятнадцати лет, чуть ли не каждый месяц, гоняли то в горы, то на море, наматывая тысячи километров без остановок. Опыта дальнобоя у них — хоть отбавляй! Что Вадим, который сам себя называл "профессиональным балаболом": мог сутками напролет болтать с любым водителем, даже незнакомым. Что Смолин, который ездил аккуратнее меня, всегда внимательно следил за своим состоянием. Все они прекрасно умели бороться со сном, чувствовать наступление усталости, и понимать тот момент когда уже пора водителю меняться... Узнав об аварии, многие даже поверить не могли, что кто-то из них мог банально заснуть за рулем. И тем не менее, это случилось. Всего один раз, но так, что хватило всем троим.
Глядя на их изуродованную машину (да, это она на фото), побывав на месте аварии, просматривая записи с регистратора, я совершенно четко осознал для себя такую простую, в общем-то, логичную вещь: "Я не могу сказать, что я умнее или опытнее кого-то из них. Что возраст, что опыт, что манера вождения у нас у всех плюс-минус одинаковая. А значит и я, точно так же как они, могу легко умереть на трассе подобным образом."
И здесь я снова возвращаюсь к своему давнему вопросу: как же этого избежать. Начав кататься на дальние расстояния, лет еще десять назад, я первым делом стал искать для себя самые действенные методы борьбы со сном. Помнится, у меня был целый арсенал разных способов взбодриться: кофе, семечки, энергетики, прогулки, зарядки и т.п. А потом я догадался, что ищу-то совсем не то! Ни один из них не может мне гарантировать безопасность. Ведь вот в чем парадокс: все это ни что иное, как способы продолжить движение, а главное — уметь вовремя остановиться!
И здесь не канает народная мудрость "Устал — отдохни", которую я слышал миллион раз. Что значит устал? Вон вся Москва домой после работы уставшая едет, и чего? Где объективные критерии, когда усталость еще можно спокойно потерпеть, а когда уже точно пора на обочину?
И эти критерии должны быть явными и однозначными.
В общем, у меня таких критериев пять. Они проверены сотнями бессонных ночей что на машине, что на яхте. И правило очень простое: лучше до такого состояния вообще себя не доводить. Но если вдруг наступает хоть один из этих признаков, я тут же сменяюсь без раздумий. Либо, если меняться не с кем, встаю на обочину спать. Потому что дальше ехать нельзя.
Итак, пять объективных признаков того, что вот-вот заснешь:
1) Замечаешь момент моргания. Это — самый явный и однозначный критерий. Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули? То-то же! Дело в том, что в обычном состоянии человек совсем не замечает момент, когда моргает. Это происходит насколько быстро, что просто не обращаешь внимания. Зато когда это становится явным, то речь уже идет не об обычном моргании, а о начале отключения — немедленно на обочину!
2) Обман зрения: фигуры на обочине кажутся издалека чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще. Это пограничная стадия: глаза еще открыты, но мозг уже не успевает обработать всю поступающую информацию — он уже спит! Еще пара минут, и сознание совсем отключится.
3) Зрение не успевает фокусироваться. Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы, и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы, и снова на дорогу. В нормальном состоянии, зрение успевает перестроиться, и все прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным, глаза не успевает адаптироваться к условиям, становится невозможным окинуть приборы одним беглым взором, и тут же считать нужные показания.
4) Лень напрягать мозг. Попробуйте умножить 18 на 3. В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку это не то что бы сложно ... ему это нафиг не нужно. Впадлу даже начинать. По той же причине лень разговаривать. Потому что для этого надо напрягаться, держать в уме нить разговора, подбирать слова. Кстати говоря, любое словесное общение, неплохо нагружает мозг, поэтому во-первых: кто болтает — тот не уснет; а во-вторых: если в салоне повисла тишина, значит скоро всех срубит. В этот момент тоже пора останавливаться, хотя кажется, что можно еще ехать. Вот у ребят именно так и произошло (по регистратору): сперва повисла тишина в салоне, а через некоторое время — авария. Кстати, сильнее всего бодрит не просто пустая болтовня, а беседы на какие-то волнующие темы, будь то секс, политика или какой-нибудь холивар. Так что запасаемся на дорожку больными темами.
5) Мелкие нарушения. Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий желтый? На зеленый? Ну, вы поняли...
И бонусом экспресс-тест для пассажира, как ненавязчиво проверить водителя на предмет сонливости. Фишка в том, что бесполезно его спрашивать: "Слыш, ты в порядке?". Ответ всегда будет один и тот же: "В порядке.". Вместо этого, надо задать ему какие-то вопросы, которые требуют обдумывания, либо внимательности. Например: "А где мы сейчас? Что за населенный пункт проехали?", или "Сколько нам еще осталось до ...", а лучше даже что-то более сложное, вроде: "Как ты думаешь, что лучше подарить <имя общего друга> на день рождения?". И если ответы покажутся слишком простыми, либо неадекватными — пора меняться. А если пациент скорее жив, то чтобы стало лучше, желательно начать с ним о чем-то спорить. Хоть о высоких материях, хоть тупо троллить его — пофиг. Главное, что во время жарких дебатов, уснуть невозможно чисто физически, проверено.
В общем, главное правило: мозг не выключается сразу, он выключается постепенно. Как зависающий компьютер, сперва работает на 100%, потом на 50%, потом на 25% а потом бац — уже висит. Вполне реально отловить этот переход со 100% на 50%, если знать что искать, и как проверять. А искать надо любую лень и проверять себя на заторможенность сознания.
И все же остается вопрос: если я могу контролировать себя сам, достаточно ли этого для безопасной езды на дальние расстояния в одиночку? Честно говоря, не уверен. Подвох еще в том, что вместе с притуплением сознания, притупляется и чувство страха. То есть, ты понимаешь что засыпаешь, по всем критериям здравого человека, ты уже, фактически, на волосок от смерти, причем осознаешь это, но тебе в этот момент вообще не страшно! Потому что мозг-то уже почти спит. И кажется: "Подумаешь, проеду еще XX км до ближайшей XXX, а там и посплю/поменяюсь".
Так что все эти признаки, конечно, хороши, особенно когда едешь один. И надо стараться до них не доводить, а если хоть один из них наступит — сразу же останавливаться. Но это скорее необходимое, чем достаточное условие безопасности. Единственным вариантом, в котором я уверен на все 100%, я вижу плюс ко всему этому, езду с напарником и постоянными беседами. Не столько для того, чтобы оставаться бодрыми, сколько для того, чтобы постоянно контролировать друг друга (см. пункт 4): разговор затих — оба спать. Да, это очень жесткое правило. Но, например, когда мы ехали в кругосветку, нас было четверо, и мы его легко придерживались. В последнее время я стал все чаще и чаще забивать на него, порой из-за отсутствия собеседников, а иногда уже просто так. Но, видимо, зря. Жизнь, блин, умеет показать как делать не надо. Глупо не учиться.
Берегите себя.

Последний кадр с регистратора. Судя по записи, ехали они очень аккуратно и скорость держали в районе 100-120. Для платной трассы, размеченной как автомагистраль, это более чем безопасная скорость. На записи видно, как их постоянно обгоняют другие машины, которые держат тут 140-150. В момент аварии трасса делает небольшой поворот влево, а машина так и продолжает ехать прямо, оказываясь на обочине. Поворот было видно издалека. Грузовик тоже. И этому есть, пожалуй, единственное разумное объяснение — уснувший водитель.

Изображение

Здесь виден тот самый небольшой поворот, который они проехали прямо. А еще видно, что трасса идеальна. Возможно, даже, одна из самых качественных и безопасных в РФ. Не хватает только трясучки, как это делают в других странах — разметки, которая будит водителя, если тот начал съезжать на обочину.

Изображение

типа такой

Изображение

От машины остался только багажник. Леша с Вадимом сидели спереди и умерли моментально. Аленка спала сзади и прожила (а точнее, промучалась) на два часа дольше.
Изображение
Аватара пользователя
Виктор Брест
Председатель объединения
 
Сообщения: 4673
Зарегистрирован: 21 ноя 2013, 12:56
Откуда: Беларусь Брест
Имя: Виктор
Ваш транспорт: Camper Elnagh Prince 55 L
Дата рождения: 18.03.1965

Re: Борьба со сном за рулём или...

Сообщение Виктор Брест » 21 май 2015, 13:27

Из личного опыта: бороться со сном бесполезно, 15 - 20 минут сна, потом кофе и часа на два "подзарядки" хватает.
Изображение
Аватара пользователя
Виктор Брест
Председатель объединения
 
Сообщения: 4673
Зарегистрирован: 21 ноя 2013, 12:56
Откуда: Беларусь Брест
Имя: Виктор
Ваш транспорт: Camper Elnagh Prince 55 L
Дата рождения: 18.03.1965

Re: Борьба со сном за рулём или...

Сообщение milka » 21 май 2015, 14:00

Ехать надо с удовольствием. Зачем изнурять себя поездкой? Зачем гнать, гнать,гнать....? Сон в дороге должен быть более-менее полноценным. Последствия могут быть самые печальные. Я Саньке всегда говорю: "Бережёного Бог бережёт". Конечно, бывает и у нас, что приходится ехать,ехать и ехать, но....ЭТО КАПЕЦ!!!!
Водитель устаёт и штурман тоже. Поездка превращается в какие-то муки.
Короче, берегите себя и своих близких!
Изображение
Velcom 80293064339
Аватара пользователя
milka
Член объединения
 
Сообщения: 1073
Зарегистрирован: 21 ноя 2013, 19:15
Имя: Наташа
Ваш транспорт: Ауди + Hobby
Дата рождения: 16.11.1976

Re: Борьба со сном за рулём или...

Сообщение Ромбик » 21 май 2015, 15:18

К сожалению все симптомы описанные в статье неверны. :(
Все описанное сугубо индивидуально!
Момент перехода в первую стадию сна, можно научиться определять, но это вовсе не просто....
Любой опытный водитель, знает эту стадию... бывал в таком состоянии...
Это стадия постепенного отключения мозга от анализа , обстановки и бработки процесса вождения...
Это еще не сон...
Это пред сонное отупение...
Определяется подключенными датчиками, при помощи обычного полиграфа.
Затухания мозговой активности, ровный пульс стабильное давление...
На тренеровках по спец вождению, приходилось по 12 часов высиживать в кресле имитаторе пока не научишься успокаивать себя полностью и выходить на обсуждение с самим собой устойчивого диалога, не приводящего к переходу в первую стадию.... это трудно научиться...
И кисожалению нет сто процентной гарантии... всегда в конце все же договариваешься и засыпаешь...
После вычисления своего обычного порога, еще около полу года идут тренеровки цель которых недоводя себя до конечной стадии, приучить сознание к конечному результату - достижение пункта назначения а не переход в сон!
Все обучение занимает год.
По два раза в неделю...
Результат тренеровок, при необходимости шофер может провести за рулем до 24 часов без сна, поскольку обычная конечная стадия не наступает, а приученное сознание ждет ее.
?
Но в обычной жизни у водителя нет возможности контролировать себя, обучения он не проходил порога не знает..
И хотя всем нам удавалось иногда прохватить из Крыма домой 20 часов за штурвалом...
Но ... но оно всегда есть это но.
И так никаких стадийисна Вы не почувствуете..
Вы поймаете себя на том что клюнули носом.
Все. Сразу ближайший сьезд и сон по будильнику...
Но не стоит вспоминая штирлица пологаться на 20 минут..
Тут тож не все однозначно, и есть свои таблицы...
Например если в пред идущие сутки вы не отоспали свои положенные 8 часов(весьма индивидуально)
То ни как не 20 минут! А возможно до 1 час!
Далее умение провалиться в первую стадию именно сна - глубокий сон сразу.
Каждый засыпает по разному, от возраста до скорости метоболизма, все влияет...
Теперь о различных мифах...
Я не буду перечислять всю чушь что навыдумывали водители за 50 лет....
Ни семечки ни песни ни орешки, ни разговор ни радио не панацея...
Помните любой способ не заснуть связанный с попытками выйти на более активные действия утопия!
Есть ощущение что можите заснуть?
Сразу нужно максимально успокоиться климат на оптимальные для длительной поездки значения...
Всем заткнуться. Выключить радио!
Выплюнуть сигарету, жевачку...


Сесть удобно, думать хорошее...
Поверьте 20 минут такой езды, и вы начнете вырубаться, или дальше поедите спокойно очень долго...
Во всех серьезных методиках обучения незасыпанию на нудной работе есть этот раздел.
Именно переход к наименьшей активности, и дальнейшее бодрствование гарантия долгой нудной работы без сна
?
Я не раскрываю никаких тайн и особенностей спец подготовки все эти данные есть в общем доступе :D
Никогда не заставляйте себя активизироваться!
Ведь в борьбе ваш мозг всегда победит вас и вы заснете!
Ведь он побеждает вас каждый день! Всю вашу жизнь...
Для него это всего еще один раз....
Для Вас - Жизнь!
семь лет с домиком Adria
Аватара пользователя
Ромбик
Член объединения
 
Сообщения: 3014
Зарегистрирован: 22 фев 2015, 21:23
Имя: Иван
Ваш транспорт: Ауди,Adria-optima 360.
Дата рождения: 28.02.1978

Re: Борьба со сном за рулём или...

Сообщение Ruslanych » 21 май 2015, 18:10

Сколько раз пытался бороться, всё бесполезно, испробовал ВСЁ, помогает только сон. ИМХО.
Ruslanych
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 07 фев 2015, 18:15
Имя: Ruslan
Ваш транспорт: Grand
Дата рождения: 09.04.1974

Re: Борьба со сном за рулём или...

Сообщение Саня Милько » 21 май 2015, 19:17

Почитал Ваню, и подумал, он не ромбик, он параллелограмм! А может даже СФЕРА!
+37529 617 34 71 Звоните, когда нужна помощь или когда хотите поделиться радостью!

Изображение
Аватара пользователя
Саня Милько
Заместитель председателя объединения
 
Сообщения: 7667
Зарегистрирован: 21 ноя 2013, 13:59
Откуда: Минск, Беларусь
Имя: Александр
Ваш транспорт: FORD Transit+Knaus
Дата рождения: 05.05.1973

Re: Борьба со сном за рулём или...

Сообщение VALAZUGA » 21 май 2015, 19:21

ИМХО, в статье способы описаны правильные , но не все.

Ездил в неризиновую, туда - обратно >2200 км чуть более суток, частенько. Спал пару часов уже в РБ на обратной дороге.
Но это другие годы были, сейчас бы не смог,наверное.

Основное , что прогоняет сон - улучшение кровоснабжения и насыщение кислородом мозга.Способов много:

Собеседник-штурман
Открытая форточка в холодное время года или кондей на максимум и в лицо.
Жевать что-нибудь твердое, объемное, но не сытное(твердое яблоко,груша, жвачка из 5 пластинок :D ,морковка)
Остановился, упал-отжался,поприседать.
Скорость чуть быстрее потока (приходится постоянно оценивать обстановку при обгонах и перестроениях)
Если едешь один - "караоке" под магнитолу, орать в полный голос и гримасничать. :D :stars: :rofl:
Жевать кофейные зёрна.


Нагоняют сон: хорошая прямая дорога, езда со скоростью потока, спокойная музыка на иностранном языке, спящий рядом штурман,комфортная температура в салоне, полулежачая посадка, сытный ужин.

Конечно, это гонки со смертью. Лучше остановиться и выспаться.Но если пару часов дотянуть нужно - вполне.

И ещё: НИКОГДА НЕ СПИТЕ НА ХОДУ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗА РУЛЁМ. Для мозга это должно быть табу. :nea:

ps Два раза будил водителей , когда они уже спали. В первый раз понял это, только когда щелкнули зеркалами со встречкой :shock: :shock: :shock:
Второй раз автос плавно пересёк правую сплошную.
К чему я: ни в первом ни во втором случае носом никто не клевал! Человек едет с широко открытыми глазами и глядит в даль! А мозг уже в отключке!
ЛЮБЛЮ,КУПЛЮ,ПОЕДЕМ!
Аватара пользователя
VALAZUGA
Член объединения
 
Сообщения: 2425
Зарегистрирован: 26 дек 2013, 23:12
Имя: Виталий
Ваш транспорт: TEC470

Re: Борьба со сном за рулём или...

Сообщение VALAZUGA » 21 май 2015, 19:38

Мой пост никоим образом не спорит с Иваном. :good:

Только у него описано, как отдалить момент усталости, а я описал, что делать, если этот момент уже наступил.
ЛЮБЛЮ,КУПЛЮ,ПОЕДЕМ!
Аватара пользователя
VALAZUGA
Член объединения
 
Сообщения: 2425
Зарегистрирован: 26 дек 2013, 23:12
Имя: Виталий
Ваш транспорт: TEC470

Re: Борьба со сном за рулём или...

Сообщение Ruslanych » 21 май 2015, 20:03

Ой как прав VALAZUGA на счёт того, что глаза открыты а мозг уже уснул-это про меня, боюсь этих ситуаций, раньше боролся, сейчас сразу аиньки, дома нас ждут дети и жоны. Потерять пару часов-это не проблема, а вот уснуть и потом потерять в лучшем случае время и авто. ЗАДУМАЕМСЯ. Я езжу очень много. Ребят, первый позыв на сон, Ваш самый лучший друг ближайший паркинг и аиньки. Успеем везде.
Ruslanych
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 07 фев 2015, 18:15
Имя: Ruslan
Ваш транспорт: Grand
Дата рождения: 09.04.1974

Re: Борьба со сном за рулём или...

Сообщение Ромбик » 22 май 2015, 07:47

VALAZUGA писал(а):НИКОГДА НЕ СПИТЕ НА ХОДУ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗА РУЛЁМ. Для мозга это должно быть табу.

Очень правильно написал! Я забыл про этот момент.
Действительно важно приучить вестибулярный аппарат никогда не спать сидя, а особенно в движущимся транспорте - это очень важно!
Тогда вам в принципе трудно будет уснуть с непривычки сидя...
А все описанные Тобой способы "разбудиться чтоб дотянуть" конечно работают, и ты правильно описал лучшие из них, но все же это сугубо индивидуально.. я не стал бы советовать другому то что не гарантированно подействует на него..
Например знаю человека который сразу засыпает если выйдет разогнать кровь пару приседаний на свежем воздухе а после в теплый салон и успокоиться… и засыпает сразу :D :D ловил его за руль на обочине.. :(
По этому и пишут в инструкциях -мол любые способы активизировать мыслительную либо физическую деятельность это уже борьба со сном! А Бороться со сном запрещено!
Понимаешь инструкции то писаны для тех на ком реальная ответственность и когда за твоей спиной 40 пассажиров :(
На меня например, отлично действует воспоминание как у меня колесо один раз переднее лопнуло на 120.. :D
а на кого то таблица логарифмов :good:
семь лет с домиком Adria
Аватара пользователя
Ромбик
Член объединения
 
Сообщения: 3014
Зарегистрирован: 22 фев 2015, 21:23
Имя: Иван
Ваш транспорт: Ауди,Adria-optima 360.
Дата рождения: 28.02.1978

След.

Вернуться в Общение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1